Персональную ответственность за разработку документа возложили на Михаила Меня. И Минстрой подготовил документ — корпели полгода, не особенно делясь информацией с общественностью. В начале ноября Минстрой документ представил, после чего эксперты, строители, общественные организации ахнули — в тексте было много положений про защиту дольщиков, но, вчитываясь между строк, оказывалось, что законопроект совсем не о том.
Закрывая глаза на нестыковки, противоречия Гражданскому кодексу и одних положений другим, оказалось, что руководство нового фонда получало колоссальные инструменты давления. Вплоть до того, что при малейших проблемах у строительной компании, можно вводить собственную администрации и достраивать жилье, попутно реализуя квартиры. А как же дольщики? А дольщикам вернут вложенные средства или квартиры. Но опять же, как решит фонд. Но ведь вернуть вложенные средства дешевле, чем продать квартиру по рыночной цене, не так ли?
Но и это не всё. После того, как министерства не согласовали документ Минстроя, его надо было «докрутить». Да так, что как пишет «Московский монитор», на сайте Минэкономики — поскольку документ оказывает влияние на экономику, он должен проходить экспертизу — висит один вариант, а в Госдуму направлен другой. В который включили поправки в закон о строительстве, благо что ранее принятый во втором чтении, а значит не требующий согласования министерств, но не имеющий отношения к долевому строительству.
Время выбрано мастерски: общественные организации хоть и будут протестовать и писать жалобы, но рассматривать их будут стандартные 30 дней, а за это время закон уже и рассмотрят, и примут. И фонд начнет действовать с 1 января 2017 года.
Удивительно и то, что «Деловая Россия», изначально выступавшая против поправок как бьющих по бизнесу, теперь выступает за этот проект.
Между тем, возникает множество вопросов: что будет со стоимостью жилья, смогут ли выжить небольшие застройщики, не возникнет ли перекосов и монополизации рынка? Вопросы, на которые пока нет ответов.