За время пандемии россияне сократили число покупок почти на 40% по сравнению с 2019 годом. Но активно покупали онлайн: число интернет-заказов увеличилось на 127%. Во многом это произошло за счет заказов продуктов, причем здорового питания. Как меняется потребление россиян в пандемию? И что будет дальше?
В офлайне распределение предпочтений россиян в 2020 году не претерпело существенных изменений по сравнению с 2019-м: в топ самых распространенных затрат вошла еда как в виде продуктов в супермаркетах, так и в виде готовых блюд в кафе и ресторанах.
Как видно, события 2020 года и инфляция не снижают спрос на еду, но потребительские предпочтения определенных видов продуктов могут зависеть от цен. По данным статистики, в январе 2021 года продукты в среднем подорожали более чем на 7% по сравнению с январем 2020 года, что соответствует общемировым тенденциям (в среднем потребительские цены выросли на 5%).
Наибольший рост стоимости показала плодоовощная продукция, высокие темпы роста цен на курицу, пшеничную муку, рыбу, консервную продукцию, шоколад. Следует отметить, что в январе 2021 года имелась тенденция уменьшения цен на куриные яйца, пшено и мед.
Тренд на здоровое питание. Отметим, что вне зависимости от общего роста цен в России развивается рынок продуктов здорового питания. Под влиянием имеющегося спроса всё большее количество ритейлеров начинают интересоваться органической продукцией и вводят ее в свой ассортимент.
В Европе большие темпы роста рынка продуктов здорового питания наблюдались в начале нулевых: появлялись новые игроки, активно шли процессы по регулированию и структурированию этой сферы торговли. В России рынок органической продукции пока еще сильно отстает от мирового как по финансовым объемам, так и по доле участников среди общего количества производителей продуктов в стране.
Но согласно данным Национального органического союза российский рынок органики является одним из самых динамично развивающихся рынков мира.
Согласно тенденциям предполагается, что мировой рынок органической продукции продолжит свой рост со скоростью 10–12% в год и достигнет в 2025 году примерно 212–230 млрд долларов. К этому моменту он составит около 4% от мирового рынка сельхозпродукции. Российский же сегмент рынка продуктов здорового питания в настоящее время показывает ежегодный прирост около 30% в год. Выходит, у России есть хорошие шансы не только активно включиться в развитие этого глобального рынка, но и преуспеть на нем.
Светлана Казанцева, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).