ИА МедиаКалибр. В Калининграде в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области сегодня, 19 марта 2017 года, ИА Прибыль RU сообщили, что уполномоченные по защите прав предпринимателей и эксперты долгое время обращают внимание законодателей на слишком размытые формулировки статьи 159 УК «Мошенничество».
По причине чрезмерно размытых формулировок основной статьи несколько лет назад было принято решение более детально прописать ответственность. В УК внесли шесть новых статей, наказывающих за мошенничество в определенных сферах. Например, появилось наказание за мошенничество в сфере страхования, мошенничество с платежными картами и т.д. Но одна из статей – 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» – стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
Наказание за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности мягче, чем за обычное мошенничество, совершенное в особо крупном размере, и это нарушает принцип равенства. Конституционный Суд РФ согласен с тем, что разница в подходах «позволяет назначать разное наказание за сходные акты мошенничества», если речь идет о крупном размере. Законодателю было дано шесть месяцев на исправление ситуации.
Представители юридической науки назвали это решение беспрецедентным: впервые был установлен жесткий срок, после которого статья УК, если в нее не будут внесены изменения, потеряет юридическую силу. Законодатели не успели, и статья перестала действовать.
В случае, если нынешний законопроект будет принят, то «предпринимательская» статья вернется в УК. При этом законопроект исключает физических лиц из числа тех, в отношении кого может быть совершено преступление по этой статье. Жертвами «бизнес-мошенничества» могут стать индивидуальные предприниматели, организации или государство. Также изменяются и санкции. Шкала наказаний в обычной статье «Мошенничество» и статье, наказывающей за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, выравниваются. Например, в общей статье «Мошенничество» наказание за преступление с причинением крупного ущерба снижается до пяти лет.
«Были добавлены части 5–7, которые посвящены мошенничеству в сфере предпринимательства, – прокомментировал поправки эксперт Евгений Рубинштейн. – Они были призваны заменить статью 159.4 и уравнять санкции за одинаковые преступления в отношении физических лиц и юридических лиц (в том числе публично-правовых образований). Сейчас же законодатель предлагает внести изменения в статью, которой уже нет, поскольку статья 159.4 УК РФ в июле 2016 года была признана утратившей юридическую силу.
В любом случае государство сейчас принимает активные меры, чтобы защитить бизнес от необоснованного давления. Совершенствуется и судебная практика. Недавно Пленум Верховного Суда России принял постановление об особенностях привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за экономические преступления. Важное разъяснение: правоохранительные органы не смогут по собственной инициативе возбуждать дела на предпринимателей по статьям «Мошенничество». Основанием для начала расследования должно быть заявление потерпевшего.