Насколько могут подорожать или подешеветь потребительские товары и продукты в ближайшие месяцы и почему? Разберемся.
На цены производителей влияет состояние глобальной экономики: мировые цены на основные виды продовольствия, сельскохозяйственное сырье, металлы растут на протяжении последнего года. Восстановление роста мировых цен на нефть отразилось на стоимости бензина и продукции нефтехимии. Существенно выросли затраты на логистику. Эти процессы отражаются на ценах всех экспортных и импортных товаров. Дополнительным драйвером роста выступает курс национальной валюты.
Поскольку на отечественном рынке гаджетов, электроники и бытовой техники достаточно много импортных товаров, цены на них, вероятно, продолжат расти и в летние месяцы. Более того, в связи с ростом спроса в преддверии нового учебного года эта тенденция может усилиться в конце лета.
Существенный вклад в динамику потребительских цен вносят затраты на транспортировку, особенно автотранспортом. Учитывая, что перевозятся сырье, комплектующие, полуфабрикаты и готовая продукция, этот вид затрат многократно участвует в формировании розничных цен.
Подавляющее большинство потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных) продаются в упаковке, затраты на которую существенно возросли в этом году. Принимая во внимание подорожание древесины, картона и продукции нефтехимии в мире, можно ожидать дальнейшего роста потребительских цен в летние месяцы.
Что снизит цены? Сдерживающим фактором для роста потребительских цен в прошлом году было падение спроса. В этом году картина обратная — спрос возрастает, поэтому посредники и торговые сети стремятся возместить прошлогодние потери и зачастую не сдерживают розничные цены. Даже в период сезонных распродаж скидки, вероятно, будут несущественными.
В свете перечисленных факторов в лучшем случае в ближайшее время стоит ждать замедления роста цен.
Единственные товары, которые традиционно дешевеют в конце лета — начале осени, это овощи и фрукты. Но именно эти продукты провоцировали продовольственную инфляцию с начала 2021 года: цены на плодоовощную продукцию выросли за пять месяцев на 13,08%, продовольственная инфляция за этот период составила 4,85% (для сравнения: потребительская инфляция находилась на уровне 3,48%).
Снижение цен на плодоовощную продукцию происходит при появлении на прилавках отечественного урожая. Однако в текущем году погодные условия привели к задержке посевных работ. Также от погоды будут зависеть объемы и качество собранных овощей и фруктов. Кроме этого, весной сельхозпроизводители были вынуждены брать кредиты (для покупки семян, удобрений, ремонта техники и т.д.) и в дальнейшем выплачивать проценты, что неминуемо отразится на ценах их продукции. Впрочем, многое будет зависеть от объемов и качества собранного урожая и, конечно, погоды.
С учетом перечисленных факторов надеяться на снижение цен на отечественные овощи и фрукты можно, хоть и не существенное. Скорее всего, в сентябре оно будет в пределах 3–4%.
Мария Долгова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).