ИА МедиаКалибр. В Москве первого декабря состоится жеребьевка финальной части чемпионата мира по футболу 2018 года.
Власти региона готовят к этим июньским дням особую экскурсионную программу и комплекс мероприятий, которые помогли бы российским и зарубежным туристам познакомиться с Калининградской областью. По предварительным оценкам, в дни чемпионата Калининградскую область посетит 100-120 тысяч туристов. Этот период станет своеобразным экзаменом для созданного за последние годы туристического потенциала региона, прокомментировали , прокомментировали в Калининграде сегодня, 29 ноября 2017 года, информационному агентству Rainbow в АО «Корпорация развития Калининградской области». И продолжили:
— По информации министерства культуры и туризма, в Калининградской области действуют 222 коллективных средства размещения, в которых имеется 5994 номера, или 11 447 мест. В первом квартале следующего года номерной фонд региона пополнится за счет введенных в эксплуатацию трех новых отелей. При этом как уже давно работающие гостиницы, отели и хостелы, так и вновь построенные в преддверии чемпионата мира прошли обязательную процедуру аккредитации.
Имеющаяся гостиничная инфраструктура вполне справляется с существующим туристическим потоком. Если в 2015 году регион посетило 900 тысяч туристов, то по итогам 2017 года ожидается приезд 1,35 млн туристов. Средняя загрузка отелей в эти годы составила около 60%, достигая максимума в высокий летний сезон и период новогодних, рождественских каникул (90-95%) и минимума в так называемое «межсезонье» (5%-40%). Существующие показатели загрузки номерного фонда и ожидания по повышению туристической привлекательности региона после чемпионата мира вызывают интерес у инвесторов, которые намерены построить новые гостиничные комплексы на территории области.
«Учитывая наш климат, нужны не просто места размещения, а крупные объекты рекреации: аквапарки, санатории, SPA-центры, парки развлечений. А это уже серьезные инвестиции, не менее 500 млн рублей, и малому бизнесу это непосильно Мы предпринимаем значительные усилия, чтобы завести сюда именно таких инвесторов. Кроме того, регион вкладывается в инфраструктуру, которая связана с обслуживанием возрастающего туристического потока», — заявил генеральный директор АО «Корпорация развития Калининградской области» Владимир Зарудный.
На данный момент имеется как минимум два проекта в гостиничной сфере, реализации которых содействует Корпорация развития Калининградской области («Рыбная деревня II» и гостиничный комплекс с гольф-полем в районе Светлогорска). Появлению новых инициатив в этой сфере способствует также снижение инвестиционного порога до 50 млн рублей для компаний в сфере туризма.
Однако и еще только проектирующиеся, и уже действующие гостиницы в Калининградской области нуждаются не только в налоговых льготах, но и в системной политике региональных властей, частных инвесторов по развитию событийного туризма в межсезонье.
За последние годы в регионе появилось несколько фестивалей федерального уровня, форумов, которые повышают интерес туристов к Калининградской области, создают поводы для ее посещения. Это фестиваль «Голосящий КиВиН», чемпионат мира по фейерверкам, Янтарный экономический форум, кинофестиваль «Короче», фестиваль уличной еды, фестивали средневековой культуры «Кауп» и «Ушкуй», реконструкция «Гумбинненского сражения».
Туристические компании региона используют эти события для расширения своей линейки предложений на рынке внутреннего и въездного туризма. За последние три года она была увеличена также за счет появления экскурсионных маршрутов в города восточной части области: Гвардейск, Черняховск, Гусев, Славск, Советск, Неман. Заработал проект «Янтарный путь» — двухдневный маршрут по городищам древних пруссов и местам, связанным с добычей янтаря.
Работает на повышение разнообразия туристического продукта и появление в регионе новых, прежде всего частных, музеев. Так, за последние два года открылись музей-квартира «Альтер Хаус», музейный комплекс в форте №11, музей немецкой школы «Вальдвинкель» в поселке Ильичёво Полесского района. За это же время расширилась филиальная сеть Музея мирового океана: экспозиционные корпусы — «Куб воды», открытое фондохранилище «Глубина», Ирбенский маяк — в Калининграде, и «Музейный выставочный центр» в Светлогорске. За этот же период Янтарный комбинат открыл новый корпоративный музей, а в самом Янтарном завершилось строительство променада, пляж муниципалитета первый в России получил «Голубой флаг».
Новые фестивали и туристические маршруты, музеи и достопримечательности помогают разнообразить программу пребывания гостей в регионе. Однако все они востребованы в основном в высокий сезон (с мая по сентябрь) и не решают существующей задачи по созданию на территории региона места для круглогодичного отдыха. Решить ее помогло бы строительство крупного выставочного или конференц-центра. Об этом говорят представители туриндустрии, занимающиеся организацией и проведением корпоративных конференций, форумов, семинаров и тренингов в Калининградской области.
Частично эту нишу закрыл построенный в 2015 году в Светлогорске театр эстрады «Янтарь-Холл». За последние два года в нем прошли десятки конференций и форумов, организованных правительством региона и частными компаниями.
Еще одним «якорным» туристическим проектом для региона должен стать международный круизный терминал в Пионерском, который будет построен к концу следующего года.
Если строительство нового конференц-центра — это перспективы далекого будущего, то уже сегодня властями обеспечены условия для формирования рынка высокопрофессиональных и сертифицированных гидов. На данный момент на сайте информационно-туристического центра Калининграда имеется информация о более чем 40 гидах-экскурсоводах. Министерство культуры и туризма региона регулярно проводит курсы гидов, чтобы к чемпионату мира в Калининградской области было достаточно специалистов, которые могли бы предоставить туристам качественную и достоверную информацию. Для самостоятельных путешественников разработаны и размещены на портале izi.travel более 20 аудиогидов по Калининграду, Куршской косе и Светлогорску.
Обеспечивают прием туристов в регионе более 70 компаний. Работающие на прием туристические операторы имеют собственный парк автобусов и штат профессиональных гидов. Помогают сориентироваться в регионе, составить программу пребывания сотрудники сети информационно-туристических центров в Калининграде, Светлогорске, Зеленоградске, Советске, Славске и на Куршской косе. В высокий туристический сезон в Калининграде и курортных городах балтийского побережья работают дополнительные стойки инфоцентров.
Неотъемлемой частью туристической инфраструктуры является сеть из более чем 300 ресторанов, кафе и баров. Это как сетевые, так и отдельно взятые рестораны. За последние четыре года оборот точек общественного питания вырос на 77%, достигнув по итогам прошлого года 10,3 млрд рублей. В настоящее время в Калининграде и городах региона строится несколько кофеен, кафе и ресторанов, ожидается запуск точек общественного питания при новых гостиницах. К Чемпионату мира планируется, что в большинстве заведений появятся меню на английском языке, вырастет число официантов, говорящих на английском или других иностранных языках.
В 2018 году регион планируют посетить более 1,5 млн туристов. Этому в первую очередь будет способствовать проведение игр Чемпионата мира футбола в Калининграде. Увеличению туристического потока в регион также способствует использование современных методов продвижения: блог-туры, съемки телепередач о путешествиях («Непутевые заметки», «Орел и решка», «Письма из провинции», «Поедем поедим!», «Руссо туристо», «Хэллоу, Раша») и художественных фильмов на территории Калининградской области.
Регион стал первым в России, внедрившим систему финансовых возвратов кинопроизводителям за съемку фильмов — рибейтов. Соответствующее соглашение о рибейтах в конце прошлого года подписали глава региона Антон Алиханов, директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева и руководитель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов.
В 2017 году на эти цели из регионального бюджета было выделено 20 млн рублей. Это способствовало запуску сразу нескольких проектов по съемкам художественных фильмов и телесериалов «Ученик», «Налет», «Воин», «На Париж», «Черные бушлаты», «Желтый глаз тигра», «Чужой дед». В следующем году на компенсацию расходов съемочным группам будет выделено 40 млн рублей. Это означает, что Калининград и его окрестности вновь превратятся в съемочные площадки, а туристы, приехавшие в регион, смогут стать свидетелями создания новых кинолент.
В 2018 году калининградцев и гостей региона ожидает не только «футбольная лихорадка», связанная с проведением Чемпионата мира, но и открытие гостиниц, ресторанов, музеев, запуск новых экскурсионных маршрутов. В планах у министерства культуры и туризма проведение масштабной «янтарной недели», огромного числа выставок и экспозиций. В свою очередь, АО «Корпорация развития Калининградской области» намерено провести первый региональный форум дизайна и моды Kaliningrad.Fashion, продолжить работу по курированию проектов, связанных со съемками новых фильмов и появлением в регионе новых объектов современной туристической инфраструктуры.
«В этом году в состав АО «Корпорация развития Калининградской области» вошло АО «Корпорация развития туризма». Поэтому мы заинтересованы в реализации как уже существующих инвестиционных проектов, так и новых инициатив, повышающих туристическую привлекательность региона. Это и строительство гостиниц, крупных рекреационных объектов, и продвижение имиджевых проектов, обеспечение реализации соглашения о рибейтах. Все в итоге работает на рост туристического потока, привлечение новых инвестиций, создание дополнительных рабочих мест.
Проведение игр Чемпионата мира по футболу в Калининграде даст новый импульс для развития туризма, превращения его в полноценную отрасль экономики региона», — резюмировал генеральный директор АО «Корпорация развития Калининградской области» Владимир Зарудный.