В Калининграде в научно-технологическом парке «Фабрика» БФУ имени Канта 29 апреля состоялся круглый стол на тему: «Перспектива развития и применения интеллектуальных систем в России».
В частности, заместитель начальника управления по работе с персоналом РКК «Энергия» Сергей Иноземцев рассказал о том, чем роботы могут быть полезны при освоении космоса:
— Это только в научно-фантастических фильмах люди чувствуют себя в космосе комфортно. На самом деле космос чрезвычайно вреден для человека. Радиация, невесомость отрицательно влияют на организм. Поэтому будущее этой отрасли за роботами. Они в виде разного рода манипуляторов, которые «ловят» и притягивают грузовые корабли, уже сейчас активно используются на МКС. Также они выступают в качестве бортовых помощников. Думаю, в недалеком будущем роботы высадятся на Луне. Понимая, как активно осваивает околоземное пространство Китай, какие успехи делает компания Илона Маска, всё же хочется надеяться, что это будут наши, российские роботы.
По мнению Сергея Анатольевича, для того, чтобы не отстать в новой космической гонке, нужно активней внедрять образовательные программы, направленные на популяризацию связанных с космосом профессий. В том числе — с космической робототехникой.
Проблемы отечественного образования поднимались и другими участниками круглого стола. В частности, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Российского государственного аграрного университета МСХА имени Тимирязева Пётр Кубрушко предложил переосмыслить образовательную парадигму, положив в основу процесса получение фундаментальных знаний.
При этом Пётр Федорович высказал мысль о том, что было бы целесообразно возродить некоторые элементы советской образовательной системы. Неспроста же американцы после того, как СССР запустил первый искусственный спутник Земли начали активно изучать учебные программы наших школ и вузов.
Директор по проектам кластера информационных технологий фонда «Сколково», руководитель Робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов полагает, что прорывы в научно-технической сфере могут произойти лишь в том случае, если удастся найти для школьников и студентов действенные стимулы. Талант, по его мнению, значит в наше время уже не так много, как раньше. Главное сейчас — мотивация. «Если выпускники через десять лет работы не зарабатывают от трех до пяти миллионов рублей в год, значит — задача ВУЗа не выполнена, — уверен Альберт Ефимов. — Значит — знания давались не те, преподаватели учили не тому, чему нужно».
Сергей Иноземцев придерживается иной точки зрения:
— Я думаю, что никто не будет рад выпускнику вуза, который устраивается на работу только ради денег, — сказал он. — Если молодому специалисту сразу положить большую зарплату, то скоро он потребует еще больше, а потом и вовсе уйдет к другому работодателю, который сделает более выгодное предложение. Нам интересны те выпускники вузов, которые приходят на предприятие, четко осознавая то, чем они будут заниматься. Такие люди не ищут легкий путей, а планомерно продвигаются по служебной лестнице, постепенно вырастая до уровне заместителя генерального конструктора, начальника, отделения, начальника центра.
Кандидат технических наук, доцент Московского авиационного института Андрей Лямин высказал уверенность, что привлечь детей к робототехнике могут разного рода соревнования с использованием умных механизмов, способных выполнять разноплановые задачи. Например, передвигаться под водой:
— Я знаю, что в Калининграде очень долго проводились поиски Янтарной комнаты на дне затопленных подвалов фортов и других сооружений. Но добиться успеха не удалось, потому что подобного рода исследования опасны для человека. Почему бы не провести их с помощью роботов» — предложил ученый.
Известный российский изобретатель, телеведущий, председатель попечительского совета молодёжного конкурса по робототехнике «Евробот-Россия» Андрей Бахметьев считает, что процесс обучения робототехнике нужно максимально приблизить к жизни. Сделать его ясным и осмысленным:
— Разрабатывая свои изделия, я исхожу из того, что невозможно научить, но можно научиться. Научиться же можно тогда, когда интересно. А интересно только тогда, когда понятно, — резюмировал исследователь.
Также в ходе круглого стола широко была освещена тема использования роботов в медицине.
Тарас Нечай, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии и лучевой диагностики РНИМУ имени Н. И. Пирогова:
— Будущее хирургии принадлежит роботам по целому ряду причин: например потому, что человек, даже будучи высококлассным специалистом, никогда не сможет соревноваться в точности движений с умной машиной. Разумеется, современные роботы-хирурги несовершенны, они совершают ошибки, но интеллектуальные системы стремительно развиваются. Поэтому альтернативы им нет».