Проблем в российских школах много. Казалось бы, деятельность профильного министерства на то и должна быть ориентирована, чтобы все «ямы» заделывать, да вживлять в школьную жизнь современные методы обучения. Но каким-то неведомым образом, подчинённые Ольги Васильевой идут против естественной природы: хотят не результата, а процесса; зубрёжки, а не естественного развития.
Особое волнение вызвали новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по литературе. Тут уж министерские сошлись в битве с экспертами: одни требуют «под линейку» уроков и железной привязки тем к произведениям, а другие — говорят о необходимости свободы и ухода от тотальной регламентации содержания образования. О том и другом подробно рассказал сайту «Православие.ру» директор Государственного литературного музея и профессор РГТУ Дмитрий Бак.
Суммируя его интервью следует отметить, что одна из проблем новых ФГОС в том, что они не отвечают чаяниям современного мира, и тем более будущего. Ведь пока Минобрнауки так и не решило, чего же оно хочет: закачать в человека как можно больше заранее предсказуемых результатов или же сформировать навыки понимания произведения, любви к чтению и анализа. Пока же маятник движется в сторону, которую эксперты-филологи называют неверной. Министерству следует помнить, что набивания списки обязательной литературы множеством томов приведёт к тому, что школьнику будет легче пользоваться пересказами классики, чем постигать слово и дух произведения.
Но ведь через сотню-другую лет после создания классика нуждается в процессе преподавания в разъяснениях — множество словечек и ситуаций, которых уж никто и не помнит, а современная молодёжь — едва ли знает. Всё это ведёт к сокращению количества произведений, доступных для освоения школьниками в существующих лимитах учебных часов. Словом, требуется дополнительное время и интеллектуальные затраты, в которых в новых ФГОС школьнику отказывают: вечность классики сводится только к «пробежке по верхам», поверхностному освоению классических романов и повестей — то есть к формированию нелюбви и непониманию классики отечественной словесности.
А что делать школьнику в старших классах? «Если 11-классник мыслит себя не филологом, он перестает обращать внимание на уроки литературы, и весь XX век проходит мимо него. А если наоборот — то, опять же, он начинает готовиться к сдаче ЕГЭ, а не изучать литературу — судьба литературного XX века при этом так же плачевна, как и в предыдущем случае», — сожалеет Дмитрий Бак.
Профессор РГГУ отмечает, что необходимо отказаться от идеи о том, что само по себе чтение о хорошем делает человека «хорошим». Нет, не делает. Да, отечественная классика — сосредоточение моральных умений и навыков, но и автоматизма быть не должно. Нельзя привязывать понятия и чувства к каким-либо конкретным произведениям, как того хочет Минобрнауки. Эксперт уверен, что вариативность — необходимый минимум, а попытка достичь гарантии качественного образования путем строгостей и запретов — утопия. Да и помнить нужно, что попытка литературный текст рассмотреть в модальности морально-религиозного повсеместно приводит к совершенно противоположным результатам по сравнению с чаемыми.
Дмитрий Бак также указывает на ещё один немаловажный аспект: если действительно нужна объективная оценка хода дел в российском образовании, то тематический подход должен быть дополнением к традиционному, а в центре учебного процесса должно быть произведение: важно то, как автор пишет, а не только что именно. Профессор призывает Ольгу Васильеву не отбивать охоту к чтению.
Директор Государственного литературного музея говорит и о том, что в школьное образование необходимо вернуть уже подзабытые народное творчество, диалектологию или фонологию. Учить школьника не профессиональным стратегиям, которые вскоре исчезнут, а по тем, что будут востребованы через 20-30 лет.
Кроме того, Дмитрий Бак напоминает о том, что столетия господствует уход от тотальной регламентации содержания образования. Нет нужды бояться количественной неполноты опыта школьников в освоении истории литературы. Напротив, совершенно обязательными являются два-три автора и не более. «Не количество, а качество — вот это важно», — пояснил профессор, заключая: «Изменения в системе всегда болезненны, и необходимо избегать революционных преобразований в области образования».