ИА МедиаКалибр. В Калининграде в БФУ имени И. Канта состоялась Осенняя школа по гуманитарной информатике — международный форум молодых исследователей, занимающихся междисциплинарными исследованиями в области гуманитарных наук (история, философия, филология, лингвистика, искусство, информатика).
Об этом в Калининграде 13 ноября сообщил БФУ, как там водится, не указав дату (период) события.
Елена Баранова, директор центра социально-гуманитарной информатики БФУ, прокомментировала научное событие в Калининграде:
— В рамках работы школы мы предложили участникам мастер-классы, семинары и лекции ведущих ученых по самым актуальным темам — технология оцифровки трехмерных пространственных данных, историко-ориентированные системы в контексте Digital Humanities, компьютерные игры в современной культуре, веб-картография и геоинформационные системы в гуманитарном знании, академическая интернет-эвристика, компьютерная лингвистика.
Мы постарались охватить разнообразные направления гуманитарного знания как по хронологии и географии, так и содержательным направлениям: историческому, математическому, филологическому, философскому и т.д. Старались дать ответы на вопрос, что происходит с объектом изучения социальных и гуманитарных наук при обращении исследователя к методологии и инструментарию информационных и математических наук? Как влияет на получение нового знания в гуманитарных науках, обращение к методам математического моделирования?
Ирина Кукса, первый проректор – проректор по образовательной деятельности БФУ:
— Развитие гуманитарных цифровых технологий в диджитал-эпоху – это один из важнейших приоритетов университета. Не так давно в БФУ выступал Герман Греф, который говорил о необходимости знаний о нейросетях, искусственном интеллекте и блокчейне любому современному человеку. Понятно, что это заявление отражает и те насущные вызовы, с которыми мы с вами сталкиваемся или столкнемся в ближайшем для нас будущем. Поэтому мы в университете для студентов гуманитарных направлений организовали образовательный модуль, который назвали «Диджитариум», чтобы студенты имели представление о том, что творится происходит в рамках этой новой цифровой реальности. Мы все понимаем, что определённый разрыв между тем, что происходит в мире, и тем, что мы делаем в университете, существует. Поэтому актуальность проведения школ и семинаров, которые посвящены цифровым технологиям, в том числе и в гуманитаристике, трудно переоценить».
Татьяна Цвигун, директор гуманитарного института БФУ:
— Школа, как никакой другой формат, объединяет в одном месте два времени, две эпохи и разные поколения, потому как формат школы – это формат диалога. С одной стороны, это диалог горизонтальный, однопоколенческий, с другой стороны, это формат вертикального диалога, когда есть профессионалы, которые готовы делиться своим знанием с теми, кто только вступает в эту новую научную жизнь.
Школа цифровой гуманитарстики – это целая вереница событий, мастер-классов. Всего у нас будет порядка сотни участников, так что в эти дни, в одном пространстве и в одно время объединятся все те, кому интересно не столько даже наше настоящее, сколько будущее. Мы с вами понимаем, что будущее в сфере гуманитаристики, это в том числе и будущее, связанное с новыми технологиями обработки информации, — поведала собеседница.
Ктати, в рамках программы Осенней школы по гуманитарной информатике 9 ноября доцент кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Володин провел мастер-класс на тему: «Зонтичное понятие и вызовы междисциплинарности в контексте цифрового поворота».
Андрей Володин:
— Можем ли мы сказать, что Digital Humanities – это самостоятельная дисциплина? Спор ведется 15 лет и пока однозначного ответа нет. С другой стороны, нам ясно, что это не просто россыпь методов. Сейчас есть ощущение, что общие тенденции наметились, и главная дискуссия состоит в том, в чем же дисциплинарность.
Большая часть гуманитариев выступает против того, что в центре остаются информационные технологии, но в действительности это не совсем правда, потому что информационные технологии активно адаптируются, они решают задачи.
С другой стороны, постепенно произошел переход. Сегодня терминологически исследователи отходят от знакомого всем термина Digital Computing и переходят к Digital Humanities, это связано с тем, что речь стала уходить от платформ, на которых ученые работают 9, к идеям управления цифровыми архивами, которые поставили реальный вызов перед гуманитарными дисциплинами.
В 2016 году впервые отметили, что в будущем термин «Digital Humanities» наверняка будет плеоназмом и говорить «цифровые гуманитарные науки» станет незачем, просто потому что других не будет. С течением времени это становится все более очевидным.
Давайте рассмотрим пример: историк считается специалистом, который может и умеет работать с бумажными архивами, но при этом он все равно обязан оцифровать свои материалы даже для того, чтобы представить их затем в своих статьях, он не может просто описать свои наблюдения. По сути мы следуем за ростом производительности машин, и сегодня все чаще говорят о наличии платформ, когда на основе одной из них мы в состоянии решать большое количество научных гуманитарных задач.