ИА МедиаКалибр

Дмитрий Песков: «Миру будущего потребуются архитекторы новой реальности»

ИА МедиаКалибр. В Калининграде в БФУ имени И. Канта, на пленарной сессии XXI семинара-конференции Проекта 5-100, с докладом выступил руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.

Об этом в Калининграде 25 сентября сообщил БФУ, не указав дату события.

...Мы живем в мире, в котором будущее наступает нам на пятки. Технологии сегодня развиваются столь стремительно, что все мы должны постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, чтобы не оказаться на обочине прогресса.

При этом совсем немногие понимают, каким может быть будущее — даже то, до которого рукой подать. Например, как могут выглядеть 20-е годы XXI столетия? Чем они будут отличаться от 2010-х?

«Многие принятые в последние годы образовательные программы ориентировались на догоняющее развитие, — считает Песков. — Логика здесь была простая: мы берем лучшие мировые практики и пытаемся их внедрять у себя. Проблема в том, что это хорошо работает на длинных циклах, в условиях стабильного мира, существующего по заданным условиями. Но время такого мира подошло к концу. Мир 2020-х годов будет работать по другим законам».

По мнению Пескова, сейчас все мы стоим перед развилкой. Если пойти по одной из дорог, то через какое-то время в страну придется ввозить специалистов по блокчейну, генетическому редактированию, нейротехнологиям и думать над тем, как догнать конкурентов.

Второй путь предполагает создание новых направлений самим. Как это сделать?

«В первую очередь мы должны понять, что, создавая новое, мы не сможем ориентироваться на стандарты. Их просто не существует. Будущее в принципе не может быть создано методом проектного управления, оно может быть создано только путем эксперимента», — уверен Дмитрий Николаевич.

В связи с этим докладчик обозначил несколько направлений, в соответствии с которым должны развиваться ведущие университеты.

Итак

1. Мир недалекого будущего, мир 2020-х годов — это мир сквозных технологий. Это мир, в котором 15-летний мальчишка создает экосистему, которая перестраивает все финансовые потоки мира. Если университет не имеет допуска к такого рода технологиям, то его сложно назвать ведущим.

2. Вузы должны поощрять культуру риска. Сегодня

академическая карьера (студента и преподавателя) построена на минимизации рисков на всех этапах — от вступительных экзаменов до подготовки дипломных работ. И эту систему необходимо развернуть на 180 градусов. Сейчас министерство образования и науки РФ внедряет подход, при котором диплом рассматривается как стартап. Это первый шаг на пути поощрения рисков. Если вуз будет апеллировать к накопленному опыту и к сложившемся традициям, он проиграет. Поэтому необходимо пересмотреть всё — от академической культуры до социальной структуры.

3. Мир 2020-х годов — это мир больших данных и искусственного интеллекта. Если в университете не изучают искусственный интеллект, если не обучают с помощью искусственного интеллекта, такому университету трудно будет выбиться в лидеры.

4. Университет должен воспитывать людей способных к критическому мышлению. Постановка мышления остается его ключевой функцией. Нужно учить студентов информационной гигиене, учить тому, чтобы они могли отделять факты от вымысла.

5. Новый мир — это мир, который создает новые миры.

Сейчас мы переходим к миру мультиагентного взаимодействия, который в свою очередь будет переходить к специально сконструированным мирам, находящимся на стыке физического и цифрового пространства.

Уже совсем скоро будут востребованы архитекторы новой реальности — те, кто сумеет создавать правила и культуру нового мира.

6. Будущее — это территория неожиданных талантов. Последние десятилетия мы были заложниками советской системы поиска и развития талантов. Раньше она, учитывая задачу обеспечения обороноспособности страны, была вполне оправданной и действительно являлась лучшей в мире. Но сейчас мы не должны искать в человеке какой-то определенный талант — физика, математика, химика и так далее. Мы должны искать неожиданные таланты, раскрывать их, создавать команды из людей с этими самыми неожиданными талантами. Ведь тот мир, который возникает сегодня — это мир огромного фронтира, где могут потребоваться самые разнообразные способности.

7 . Новый мир — это мир, требующий справедливости. Справедливости по отношению к тем, кто по тем или иным причинам не смог угнаться за прогрессом. И, если человек не попал на борт корабля технической революции, ему должен был предложен утешительный пакет — некий набор образовательных программ, который ему подойдет и который будет отражать тенденции на рынке труда.

«Мир будущего — человекоцентричен, это мир, в котором организационные структуры являются бетонными призраками прошлого. Это мир, в котором ребенок зачастую знает о новых технологиях больше, чем взрослые. Недавно мы приняли на достаточно высокую должность 15-летнего мальчика — специалиста по искусственному интеллекту. На одном из совещаний я спросил, почему этого мальчика нет, а мне ответили: «Он в школе». И это несоответствие традиционных структур и новых требований — оно уже сейчас фантастическое. И это повод о многом задуматься. Например, о том, где мальчик приобрел свои знания. Ясно ведь, что не в школе и не в университете. Вузам сейчас нужно понять, кто на самом деле является их конкурентами и сделать соответствующие выводы для того, чтобы перехватить инициативу», — заключил Песков.

Exit mobile version