ИА МедиаКалибр. В Калининграде центр гуманитарного онлайн-образования под руководством доктора философских наук, доцента БФУ имени Канта Владаса Повилайтиса продолжает работу над рядом видеопроектов, среди которых один посвящен «Истории русской философии».
Владас Повилайтис рассказал коллегам из БФУ о том, как родилась идея проекта, насколько важно использование в гуманитарном образовании современных технологий и как с помощью видеокурса носители русской культуры по всему миру смогли лучше понять себя.
— Владас, бытует мнение, что изучение философии — несуетное и при этом весьма консервативное занятие, сводящееся в основном к чтению книг. Преимущественно — бумажных. Почему возникла необходимость в новом формате? Разве не достаточно старых, проверенных веками методов?
— Никто не спорит, что философия — это вечно актуальное занятие. Но актуальность можно понимать по-разному. Можно считать, что она находится вне времени, а можно — что она всегда ко времени. И мне кажется, что важно разделять сущностные вопросы и формы подачи. Современный человек существует в принципиально новой информационной среде. Вот у меня двое детей — двенадцати и семнадцати лет. Они очень много читают — с этим у них все нормально — но в целом актуальную информацию предпочитают брать из youtube. Им так удобней, они прекрасно ориентируются в этом ресурсе и вообще чувствуют себя в интернете очень комфортно, а телевизор им оказался совсем не нужен (у нас дома его нет).
Вот, собственно, глядя на своих детей, я понял, что неплохо бы создать мультимедийный курс по философии — «Philoso F.A.Q. Философия за 15 минут». Два года назад мы — сотрудники кафедры философии БФУ — начали работать над этим проектом. В итоге был создан сайт, на котором размещены видеолекции по философии, а также вопросы для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, тесты, звуковые файлы. Есть видеолекции для бакалавриата, есть — для аспирантуры. Важно отметить, что речь там не об отдельных вопросах философии, не об отдельных проблемах — это полноценные, предусмотренные учебным планом курсы.
Мы очень благодарны нашему университету за то, что он в нас поверил, что пошел на этот эксперимент и предоставил нам финансовую помощь в реализации проекта.
— Однако на достигнутом вы решили не останавливаться…
— Можно сказать и так. Мы увидели, что видеокурсы пользуются популярностью и подумали о том, что надо выходить за рамки университета — делать проект для более широкой аудитории. Руководство БФУ вновь пошло нам навстречу, и мы смогли развернуть наш проект.
Ключевая идея, которой мы следовали, создавая эти небольшие сюжеты, очень простая: люди не дураки. Я уверен, что нет ни одной интересующей меня, как специалиста, философской проблемы, которая не смогла бы заинтересовать «обычного» человека. Главное — это подать её в доступной и интересной форме.
Это не значит, впрочем, не следует, что материал нужно упрощать, нужно делать так, чтобы его хотелось смотреть, чтобы он вызывал эмоции, вызывал желание думать, спорить и так далее.
— Именно поэтому в ваших сюжетах всегда присутствует диалог?
— В том числе и поэтому. Кому интересно смотреть на говорящие головы, которые пересказывают учебник? В философии очень важно услышать другого человека, понять его и дальше — согласиться с ним или не согласиться. Философия — это в известной степени всегда спор. Среди философов есть некий голод общения, и, думается, что они смогли его с нашей помощью удовлетворить. Ну и смотрелось это всегда очень живо. А люди хотят жизни, люди хотят живого общения. Парадокс, однако, состоит в том, что за живой мыслью, за живой дискуссией сегодня надо идти в youtubе.
В нашем проекте принимали участие ведущие специалисты в области русской философии и истории русской философии. Например, Борис Пружинин, Алексей Козырев, Анастасия Гачева, Анна Резниченко, Модест Колеров, Андрей Тесля и многие другие.
При этом снимали мы свои сюжеты в знаковых для русской философии местах: музей-усадьба Андрея Болотова «Дворяниново», музей-усадьба «Поленово», Институт философии РАН, музей-квартира Федора Достоевского, мемориальный дом-музей Сергея Дурылина, дом Алексея Лосева, Пашков дом (Российская государственная библиотека), Музей Серебряного века (Дом Валерия Брюсова), Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и так далее. Некоторые сюжеты были сделаны в Берлине и в Варшаве.
Всего мы сняли 120 роликов. В открытом доступе — 87.
— Сейчас количество просмотров созданного вами контента перевалила за миллион. Это достаточно много. Были ли вы готовы к тому, что ваша работа вызовет такой интерес?
— Сначала мы ориентировались на масштабы БФУ, но потом, когда число подписчиков youtubе-канала и количество просмотров стало расти, мы поняли, что то, что мы делаем, нравится людям. Основная наша аудитория — студенческая молодежь 18-25 лет. Однако смотрят нас люди и постарше. Причем, не только из России. Отклики приходят отовсюду. Например, из Канады. От русскоязычных, понятное дело, её жителей.
Впрочем смотрят нас , не только русскоязычные. Была одна очень смешная история. Мы снимали про Достоевского в его московском доме, где он довольно долго прожил. И вот Павел Фокин, который там работает и который снимался в одной из наших передач, рассказал, что на одной конференции к нему подошли китайцы и сказали: «Мы вас видели, вы рассказывали про Достоевского». И вот эта фраза — мы вас видели в youtube — нас уже почти преследует.
В общем, складывается впечатление, что многие просто ждали подобного рода проект. И очень приятно, что реализовал его именно наш университет. Именно он взял на себя просветительскую миссию.
— То есть, получается, что вы в известной мере пробудили интерес к русской философии…
— Мы ничего не будили, я уверен, что он есть. Просто главное, чтобы мы все осознали ответственность перед собственной культурой, чтобы мы увидели ее масштаб. Ведь объективно русская культура — одна из пяти-шести великих культур. А раз так, то русской культуре, русской науке всегда до всего будет дело. У нас всегда будут свои специалисты по доисторическим ящерам, по минералам, по Древнему Египту, по Марсу, вообще — по Вселенной…
Мы обречены на культурный глобализм, наши наука обречена на то, чтобы быть всеобъемлющей. Это, признаюсь, не моя мысль, но она мне очень нравится, и я ее постоянно отстаиваю.
Считать, что какая-то иностранная идея, иностранные заимствования могут погубить великую культуру, которую не погубил ни Петр Первый (он сделал её еще более великой), ни Чаадаев, который по-французски говорил лучше, чем по-русски, — это значит считать русскую культуру нежизнеспособной. Создается впечатление, что люди, которые занимают такую позицию, смотрят на русскую культуру, как на ребенка с ослабленным иммунитетом. А это не так. Она всех нас переживет.
— Какие еще новые информационные технологии вы используете в учебном процессе?
— У нас проходят онлайн семинары. Мы через Youtubе под руководством Андрея Тесли читали Чаадаева («Апологию сумасшедшего»), сейчас заканчиваем читать одну из речей Александра Победоносцева. В дискуссии участвуют ученые из Москвы, Хабаровска, Франции и Германии. Мы также открыли он-лайн консультации для всех студентов в учебное время. Это уникальная возможность всем желающим пообщаться, а, может , и поспорить с крупнейшим специалистам в своей сфере. Кроме того, мы готовим новые видеокурсы курсы, в том числе по современной философии. Все только начинается.