ИА МедиаКалибр

Предложенный Силуановым вариант пенсионной реформы настраивает на оптимизм

В Москве 29 октября обнародован проект закона о гарантированном пенсионном плане (ГПП).

Авторство документа — за Минфином и Центробанком России.

В 2014 году власти заморозили прежнюю накопительную пенсионную систему и объявили о разработке новой. В обществе вспыхнули споры. Да и российское правительство, и монетарные власти, похоже, прозрели для понимания того, что даже целиком контролируя Росстат, более играться с цифрами экономического роста и доходов сограждан становится несносным.

Поэтому законопроект о ГПП специалисты увязывают с другим преданным гласности проектом закона, рожденного Минфином, о защите и поощрении капиталовложений. Последний устанавливает двухлетний мораторий на неухудшение налоговых условий для всех и от шести до двадцати лет для крупных инвесторов, вливающих в экономику от пяти миллиардов рублей и выше, согласно спецсоглашениям.

Специалисты отмечают, что оба документы имеют целью оживление долгосрочных инвестиций. Без этого – под вопросом достижение предусмотренного к 2021-2022 годам показателя экономического роста за год в три процента. Без этого в первой половине нынешнего года рост инвестиций в основной капитал сократился до 0,6 процента вместо 4,3 процента за аналогичный период года предыдущего.

Не удивляйтесь, но накопления населения тот же инвестресурс, что у акул бизнеса, которому требуются благоприятная инвестиционная среда и доверие. Судите сами только по официальной статистике. Вклады физических лиц в банках по состоянию на сентябрь 2019 года зашкалили за 29 триллионов рублей. И только полтора триллиона из них размещены на период, превышающий три года. Тем временем экономика нуждается в длинном рубле. Да и доверяющие государству люди получат возможность вкладываться в осязаемую цель, как-то рост их же пенсий.

Не отказываясь от действующей солидарной системы пенсионного обеспечения, правительство стоит перед проблемой выполнения требований Международной организации труда (МОТ) о пенсии в 40 процентов от заработка. Отсюда архиважный вопрос за счет чего и как стимулировать сбережения. Альтернативой хранению денег под подушкой служит законопроект, представленный Минфином – по сути, первым вице-премьером Антоном Силуановым, и ЦБ.

Прежде всего, накопленные людьми младше 1967 года рождения и замороженная накопительная часть пенсии не отменяется. Более того, людям дадут возможность перевести эти средства в новый пенсионный план. А это вкупе 4,3 триллиона рублей. При этом следует учесть тот факт, что невзирая на заморозку с 2014 года, по данным 2016 года, вкладывающихся в негосударственные пенсионные фонды было меньше 30 миллионов человек. Сейчас таковых – 37,4 миллиона, в то время как застрахованных в ПФР — 39 миллионов. За всем тем показательно, что даже при прежней, не особо стимулирующей системе, свыше шести миллионов человек участвовали в добровольном пенсионном страховании. По некоторым данным, даже при пессимистической оценке, предусматривающей, что отчисления будет производить треть работающих, их совокупный взнос составит один триллион рублей.

Затем, особенность законопроекта Минфина еще состоит в том, что возраст вступления в систему ГПП, в отличие от прежнего порядка, не ограничивается и, в среднем, рассчитан на три десятка лет. К тому же в систему смогут вступить даже работающие пенсионеры.

Из разряда главных аргументов — налоговый вычет по НДФЛ на сумму взноса, но не выше суммы в шесть процентов от дохода. К тому же предлагаются преференции для работодателей. При этом они будут избавлены от лишних расходов, так как все расчеты будет осуществлять пенсионный оператор, которого создадут с нуля.

Еще введут принцип наследования для пенсионных накоплений. По факту будет действовать «служба одного окна», в котором пенсионный оператор возьмет на себя всю оргработу. Люди будут видеть, что копят вполне осязаемые деньги, а некие мифические баллы.

На этом фоне показательно, что будет сформирована двухуровневая система гарантирования накоплений. На первом уровне, если пенсионный фонд сработает с отрицательной доходностью, вклады застрахованных не уменьшатся. На втором уровне предусмотрена страховая ответственность, обеспеченная государством через Агентство по страхованию вкладов. Она будет действовать, если фонду не хватит собственных средств.

К тому у застрахованного будет право приостановить уплату взносов до пяти лет неограниченное количество раз, возобновив уплату взносов в любой момент с определением другой ставки уплаты взносов.

Важно учесть, что пенсионные выплаты начнутся или при наступлении пенсионного возраста, или после 30 лет отчислений. К тому же возможно досрочное изъятие пенсионного капитала в случае диагностирования у застрахованного лица тяжелой болезни.

Exit mobile version