Тема ненависти и противостояния ей для Вячеслава Кантора, международного общественного деятеля, одна из основных в его работе. Будучи преданным борцом с проявлениями нетерпимости, особенно в таких экстремальных вариантах, как терроризм и преступления на почве ненависти, эксперт неизменно призывает задаться вопросом и относительно того, откуда нетерпимость вообще проистекает.
Сегодня этот вопрос особенно актуален, ведь даже в границах одного государства – практически любого – в наше время уже очевиден всё более расширяющийся раскол общества. Нетерпимость, радикализм и агрессия, назревающие в социуме, опасны уже сами по себе, а привести могут и вовсе к катастрофическим последствиям.
Что порождает ненависть
В современном мире у любого представителя общества или среднестатистического гражданина есть более чем достаточно причин для недовольства, признаёт Вячеслав Кантор. Последние несколько лет и даже десятилетий отметились постоянно ухудшающейся ситуацией в экономике, падением уровня жизни большинства жителей земли и, как следствие, растущей неуверенностью относительно того, что ждёт в будущем. Чувство утраты контроля над собственной жизнью, над жизнью и благополучием близких – уже достаточная причина для порождения агрессии. В качестве защитного механизма при подобных испытаниях в человеке нередко поднимаются именно нетерпимость, ксенофобия, антисемитизм и другие формы ненависти, которые позволяют найти объекты для обвинений и перекладывания вины за происходящее.
Но если для рядовых граждан такое поведение объясняется хаосом того мира, с которым они особенно плотно столкнулись в недавнем прошлом и настоящем, то для политических и идеологических группировок, пользующихся этими страхами и предрассудками в собственных целях, Вячеслав Кантор оправданий найти не может и не желает. Радикальные политики, экстремистские группировки, расистские идеи – всё это процветает на человеческом страхе и, более того, ещё дальше раскручивает маховик нетерпимости для того, чтобы извлечь выгоду для себя и найти всё новых и новых сторонников.
Опасность игр с нетерпимостью
И страхи, и проблемы граждан должны прежде всего разрешаться, а не подогреваться в погоне за политическим капиталом, однако, увы, всё чаще мы становимся свидетелями как раз последнего. Роль государству как институту в этой борьбе отводится критическая, убеждён эксперт, ведь те, кого называют лидерами мнений, формируют не только это самое мнение – своими высказываниями, отношением к той или иной проблеме и так далее они очерчивают границы того, что в обществе допустимо и возможно. Это относится как к политикам, так и к средствам массовой информации, общественникам и представителям сферы образования.
Информационное пространство, приходится признать, при этом далеко от того, чтобы считаться здоровым. Как отмечает Вячеслав Кантор, в общественных дискуссиях в последние годы привыкли разбрасываться словами вроде «ненависть», «геноцид» и так далее – при этом истинные значения этих слов мельчают, размываются, и вот уже тем или иным термином можно обозначить кого угодно, до тех пор, пока это выгодно. Прискорбным Вячеслав Кантор считает и то, что настоящая опасность ненависти не объясняется и не раскрывается во всех подробностях и нюансах представителям новых поколений – вместо этого их используют как оружие, направляя их недовольство в нужные цели. В такой атмосфере, по мнению эксперта, пропаганда ненависти становится слишком лёгкой, и это заметно упрощает работу тем же террористам, постоянно находящимся в поисках новых исполнителей.
Мрачное будущее
Для любого общества опасна ситуация, когда страхи в нём начинают преобладать над ценностями и нормами, побеждают их в спорной ситуации, тем самым провоцируя ещё больший рост агрессии и злости. Чувствовать себя в безопасности в таком социуме не может никто, ведь сегодня или завтра, но всеобщая ненависть может быть направлена на кого угодно. Особенно болезненно, говорит Вячеслав Кантор, это может отразиться на молодёжи, которой уже сегодня весьма ограниченно – а то и вовсе нет – передают ценностные и моральные нормы. А ведь ценности – не научные знания, они не копятся, а воспитываются в каждом человеке, в каждом поколении заново, и если этого воспитания не происходит, то молодёжь усваивает нормы из окружающего мира. Когда же в обществе ни нравственных, ни моральных ориентиров нет, то и молодёжь в этом обществе будет этому соответствовать.