Судебный механизм может стать весьма эффективным механизмом выдавливания с рынка независимых конкурентов. Деятельность саморегулируемой организации СП «Биологически активные добавки к пище» (СРО БАД) за последние 5 лет ярко иллюстрирует этот тезис.
СРО БАД была создана, как и прочие саморегулируемые организации, с целью контроля на рынках, не регулируемых государственными надзорными органами. В сферу деятельности СРО БАД вошел рынок биологически активных добавок, и в эту организацию вступили почти все крупные игроки на нем — Pfizer, Bayer, Amway, Herbalife, Эвалар и другие. А те, кто остался независимым, постепенно выдавливаются с рынка путем бесконечных судебных тяжб. Кстати, течение и исход этих тяжб СРО БАД освещает в СМИ, да так интенсивно, что, судя по данным системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия», тратит на это большую часть своих сил и ресурсов.
К примеру, противостояние СРО БАД с производителем БАД компанией iHerb в 2018-2020 годах освещалось в СМИ 115 раз, при том, что всего материалов о деятельности СРО БАД за этот период было опубликовано 198. И это не первая подобная история — в 2015-2018 годах СРО БАД точно так же судилась с производителем БАД для потенции РИА «Панда», и тогда две трети всех публикаций о СРО БАД касались этой тяжбы. Кстати, РИА «Панда» на данный момент практически потеряла свой вес на рынке, и не в последнюю очередь из-за противостояния с СРО БАД.
Параллельно организация блокирует все критические или негативные публикации о себе и своей деятельности, предъявляя СМИ досудебные претензии. Адвокат организации А.С.Никитин, сотрудничающий с ней как раз со времен борьбы с РИА «Панда», стал за это время большим специалистом по их составлению. Зачистка ведется не только в СМИ, но и в Интернете, где мишенью становятся отдельные пользователи.