В мае Госдума приняла закон о бессрочном установлении нулевого НДС для всех внутренних пассажирских авиаперевозок за пределами московского авиаузла. Разбираемся, станут ли перелеты между городами более доступными.
Ноль процентов. Минтранс России выступил с предложением об обнулении ставки НДС на внутренние перевозки еще в 2015 году. Первым направлением, в отношении которого начало действовать это предложение, стали авиаперелеты в Крым. В августе 2018 года вопрос о распространении этого опыта на авиаперевозки в Калининград поднял президент Владимир Путин.
Сейчас в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации:
услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (пункт введен Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 151-ФЗ);
услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Калининградской области (Калининград) (пункт введен Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 353-ФЗ).
Разгрузить и снизить. С 1 ноября 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2019 года № 123-ФЗ к этому перечню добавятся услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы.
Инициатором такого нововведения стала компания «Ренова», которая владеет холдингом «Аэропорты регионов». Целью изменений, прежде всего, является выполнение указа президента о развитии авиации в регионах. Кроме того, положительными последствиями могут стать разгрузка аэропортов столичного региона и снижение транспортной составляющей в стоимости туристических путевок по внутрироссийским направлениям.
Московский узел. Одновременно с этими изменениями по НДС обсуждается вопрос повышения ставки НДС с 10 до 18% (первоначально предлагалось до 20%) на авиаперевозки пассажиров через аэропорты Московского региона. Так как сейчас через Москву осуществляется около 75% всех внутрироссийских рейсов, то такое изменение может, по оценкам Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), принести дополнительно примерно 40 млрд рублей, что в несколько раз превысит расходы государственного бюджета на предоставление вышеуказанных льгот в связи с обнулением ставки НДС (примерно 17 млрд рублей).
Однако на практике может оказаться, что не все так благополучно. Возможное повышение ставки НДС для авиаперелетов через московский авиаузел приведет к существенной нагрузке для авиакомпаний, следствием чего станет перераспределение затрат на авиарейсы в региональных аэропортах, что отразится на конечных потребителях — стоимость всех авиабилетов возрастет.
Одни плюсы? Если все же эти вопросы удастся решить, то можно будет говорить о том, что повышение доступности авиабилетов (снижение их стоимости) и удобства перелета (уменьшение времени перелета в связи с увеличением количества прямых рейсов из региональных аэропортов) благоприятно отразится на туристском потоке в российских регионах.
Ведь при прочих равных условиях российские семьи, особенно планирующие отдых с детьми, очень большое внимание уделяют тому, какой будет продолжительность полета. Если сейчас значительной части населения приходится лететь с пересадкой в Москве, то в перспективе с введением большего количества прямых рейсов из регионов снизится время полета и, конечно, его стоимость.
Наталья Зайцева, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).