Порой в запале конкурентной борьбы предприниматели словно забывают, что на дворе уже четверть века как не «лихие девяностые». К примеру, владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин, вот уже 10 лет атакующий своего основного рыночного конкурента в производстве минеральных удобрений — ПАО «Тольяттиазот».
Впрочем, экономист Михаил Делягин уверен, что дело тут не столько в конкуренции, сколько в стремлении поправить собственное бедственное положение за счет независимого производителя: «купить в кредит или захватить предприятие, взять под его залог кредит на покупку новых активов, а старые, отягощенные долгами, продать или бросить, выжав досуха». Подобный вердикт выглядит заслуживающим доверия — действительно, основные активы Мазепина, «Уралкалий» и «Уралхим», вряд ли способны выбраться из долговой ямы, особенно под руководством своего совладельца. Совокупный долг обоих предприятий превысил 9, 5 миллиарда долларов, и даже чистой прибыли химгигантов не хватает, чтобы удовлетворить кредиторов.
А вот ПАО «Тольяттиазот» работает со стабильной прибылью, обеспечивая своей продукцией 10% мирового и 20% российского рынка, так что «захватить и выжать досуха» есть что. Этим и занимается Мазепин с 2008 года, с того времени, как у него в руках оказался 10%-ный пакет акций «ТоАЗ». Судебные иски против мажоритариев предприятия следуют один за другим, а в последней тяжбе соистцом Мазепина даже выступает акционер «ТоАЗ», несколько лет назад уличенный в попытке его рейдерского захвата — факт, многое говорящий об обоих «поборниках справедливости».