ИА МедиаКалибр. В Калининграде центр гуманитарного онлайн-образования под руководством доктора философских наук, доцента БФУ имени Канта Владаса Повилайтиса продолжает работу над рядом видеопроектов, среди которых один посвящен «Истории русской философии».
На сегодняшний день снято 120 роликов продолжительностью 15-20 минут каждый. Большая часть из них выложена Сеть. Съемки планируется продолжить в этом году, прокомментировали в Калининграде сегодня, 31 июля 2017 года, ИА МедиаКалибр в БФУ имени И. Канта.
Владас Повилайтис рассказал коллегам из БФУ о том, как родилась идея проекта, насколько важно использование в гуманитарном образовании современных технологий и как с помощью видеокурса носители русской культуры по всему миру смогли лучше понять себя.
— Владас, бытует мнение, что изучение философии — несуетное и при этом весьма консервативное занятие, сводящееся в основном к чтению книг. Преимущественно — бумажных. Почему возникла необходимость в новом формате? Разве не достаточно старых, проверенных веками методов?
— Никто не спорит, что философия — это вечно актуальное занятие. Но актуальность можно понимать по-разному. Можно считать, что она находится вне времени, а можно — что она всегда ко времени. И мне кажется, что важно разделять сущностные вопросы и формы подачи. Современный человек существует в принципиально новой информационной среде. Вот у меня двое детей — двенадцати и семнадцати лет. Они очень много читают — с этим у них все нормально — но в целом актуальную информацию предпочитают брать из youtube. Им так удобней, они прекрасно ориентируются в этом ресурсе и вообще чувствуют себя в интернете очень комфортно, а телевизор им оказался совсем не нужен (у нас дома его нет).
Вот, собственно, глядя на своих детей, я понял, что неплохо бы создать мультимедийный курс по философии — «Philoso F.A.Q. Философия за 15 минут». Два года назад мы — сотрудники кафедры философии БФУ — начали работать над этим проектом. В итоге был создан сайт, на котором размещены видеолекции по философии, а также вопросы для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, тесты, звуковые файлы. Есть видеолекции для бакалавриата, есть — для аспирантуры. Важно отметить, что речь там не об отдельных вопросах философии, не об отдельных проблемах — это полноценные, предусмотренные учебным планом курсы.
Мы очень благодарны нашему университету за то, что он в нас поверил, что пошел на этот эксперимент и предоставил нам финансовую помощь в реализации проекта.
— Однако на достигнутом вы решили не останавливаться…
— Можно сказать и так. Мы увидели, что видеокурсы пользуются популярностью и подумали о том, что надо выходить за рамки университета — делать проект для более широкой аудитории. Руководство БФУ вновь пошло нам навстречу, и мы смогли развернуть наш проект.
Ключевая идея, которой мы следовали, создавая эти небольшие сюжеты, очень простая: люди не дураки. Я уверен, что нет ни одной интересующей меня, как специалиста, философской проблемы, которая не смогла бы заинтересовать «обычного» человека. Главное — это подать её в доступной и интересной форме.
Это не значит, впрочем, не следует, что материал нужно упрощать, нужно делать так, чтобы его хотелось смотреть, чтобы он вызывал эмоции, вызывал желание думать, спорить и так далее.
— Именно поэтому в ваших сюжетах всегда присутствует диалог?
— В том числе и поэтому. Кому интересно смотреть на говорящие головы, которые пересказывают учебник? В философии очень важно услышать другого человека, понять его и дальше — согласиться с ним или не согласиться. Философия — это в известной степени всегда спор. Среди философов есть некий голод общения, и, думается, что они смогли его с нашей помощью удовлетворить. Ну и смотрелось это всегда очень живо. А люди хотят жизни, люди хотят живого общения. Парадокс, однако, состоит в том, что за живой мыслью, за живой дискуссией сегодня надо идти в youtubе.
В нашем проекте принимали участие ведущие специалисты в области русской философии и истории русской философии. Например, Борис Пружинин, Алексей Козырев, Анастасия Гачева, Анна Резниченко, Модест Колеров, Андрей Тесля и многие другие.
При этом снимали мы свои сюжеты в знаковых для русской философии местах: музей-усадьба Андрея Болотова «Дворяниново», музей-усадьба «Поленово», Институт философии РАН, музей-квартира Федора Достоевского, мемориальный дом-музей Сергея Дурылина, дом Алексея Лосева, Пашков дом (Российская государственная библиотека), Музей Серебряного века (Дом Валерия Брюсова), Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и так далее. Некоторые сюжеты были сделаны в Берлине и в Варшаве.
Всего мы сняли 120 роликов. В открытом доступе — 87.
— Сейчас количество просмотров созданного вами контента перевалила за миллион. Это достаточно много. Были ли вы готовы к тому, что ваша работа вызовет такой интерес?
— Сначала мы ориентировались на масштабы БФУ, но потом, когда число подписчиков youtubе-канала и количество просмотров стало расти, мы поняли, что то, что мы делаем, нравится людям. Основная наша аудитория — студенческая молодежь 18-25 лет. Однако смотрят нас люди и постарше. Причем, не только из России. Отклики приходят отовсюду. Например, из Канады. От русскоязычных, понятное дело, её жителей.
Впрочем смотрят нас , не только русскоязычные. Была одна очень смешная история. Мы снимали про Достоевского в его московском доме, где он довольно долго прожил. И вот Павел Фокин, который там работает и который снимался в одной из наших передач, рассказал, что на одной конференции к нему подошли китайцы и сказали: «Мы вас видели, вы рассказывали про Достоевского». И вот эта фраза — мы вас видели в youtube — нас уже почти преследует.
В общем, складывается впечатление, что многие просто ждали подобного рода проект. И очень приятно, что реализовал его именно наш университет. Именно он взял на себя просветительскую миссию.
— То есть, получается, что вы в известной мере пробудили интерес к русской философии…
— Мы ничего не будили, я уверен, что он есть. Просто главное, чтобы мы все осознали ответственность перед собственной культурой, чтобы мы увидели ее масштаб. Ведь объективно русская культура — одна из пяти-шести великих культур. А раз так, то русской культуре, русской науке всегда до всего будет дело. У нас всегда будут свои специалисты по доисторическим ящерам, по минералам, по Древнему Египту, по Марсу, вообще — по Вселенной…
Мы обречены на культурный глобализм, наши наука обречена на то, чтобы быть всеобъемлющей. Это, признаюсь, не моя мысль, но она мне очень нравится, и я ее постоянно отстаиваю.
Считать, что какая-то иностранная идея, иностранные заимствования могут погубить великую культуру, которую не погубил ни Петр Первый (он сделал её еще более великой), ни Чаадаев, который по-французски говорил лучше, чем по-русски, — это значит считать русскую культуру нежизнеспособной. Создается впечатление, что люди, которые занимают такую позицию, смотрят на русскую культуру, как на ребенка с ослабленным иммунитетом. А это не так. Она всех нас переживет.
— Какие еще новые информационные технологии вы используете в учебном процессе?
— У нас проходят онлайн семинары. Мы через Youtubе под руководством Андрея Тесли читали Чаадаева («Апологию сумасшедшего»), сейчас заканчиваем читать одну из речей Александра Победоносцева. В дискуссии участвуют ученые из Москвы, Хабаровска, Франции и Германии. Мы также открыли он-лайн консультации для всех студентов в учебное время. Это уникальная возможность всем желающим пообщаться, а, может , и поспорить с крупнейшим специалистам в своей сфере. Кроме того, мы готовим новые видеокурсы курсы, в том числе по современной философии. Все только начинается.