Свяжитесь с нами

Калининград

«Бои за Девау»

Опубликовано

-

ИА МедиаКалибр. Фраза «Бои за Девау» теперь у многих в Калининграде ассоциируется не только с событиями весны 1945 года, когда советские войска штурмовали Кенигсберг и наносили удары по аэродрому, не позволяя подняться в небо немецким самолетам.

imageСпустя десятилетия вокруг территории, арендуемой Калининградским авиационно-спортивным клубом ДОСААФ, тоже развернулись сражения.

Встречая летчиков и поэтов

Но сначала небольшой исторический экскурс, касающийся объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс сооружений аэродрома «Девау». Когда-то здесь, на прусской земле, существовал учебный плац для строевых занятий и парадов, но в 1913 году на его месте появился небольшой аэродром, где во время Первой мировой войны базировалась школа летчиков-наблюдателей. Шесть лет спустя летное поле начали использовать в гражданских целях. Таким образом, 1919 год стал отправной точкой развития пассажирских маршрутов. Постепенно появились аэровокзал, здания метеорологической службы и радиосвязи, мастерские для ремонта машин и многое другое.

Уже в 1922-м выполнялись рейсы между Кенигсбергом и Москвой, и неудивительно, что в «Девау» могли побывать знаменитые поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Кто знает, не способствовал ли визит последнего сюда появлению стихотворения «Вот для чего мужику самолет?» А в следующем десятилетии посадку здесь совершил АНТ-25, который пилотировали прославленные летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков.

Несмотря на разрушения после штурма в 1945-м, советским авиаторам удалось быстро добиться возвращения аэродрома к жизни. Но за развитием самолетостроения он уже не успевал, поскольку не мог принимать машины с реактивными двигателями. После 1977 года какое-то время он служил базой для сельхозавиации, а в 1996-м был подписан договор об аренде с оборонной организацией, которая носила тогда название РОСТО.

Земельный участок по улице Пригородной площадью 100,8 га выделялся комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Калининграда «под учебную базу авиационно-спортивного клуба 2-го разряда парашютного профиля». В дальнейшем соглашение продлевалось на новые и новые сроки, и в настоящее время ДОСААФ имеет право пользования объектом до 2049 года.

Бумажные игры

Вот только вокруг объекта, который в документах именуется «Аэродром Малое Исаково» (Девау)», начали происходить события, призванные нарушить статус-кво.

Особый резонанс получила история с возведением жилья вокруг аэродрома, что попросту поставило бы крест на его дальнейшем использовании как авиационном объекте. Ведь многоквартирные дома попадали бы в полосу воздушных подходов. Вроде бы удалось прийти к компромиссу, договорившись об определенном расположении зданий и их малоэтажности. Конечно, можно было бы списать все на торопливость застройщика, который приступил к реализации проекта, не учитывая интересы всех сторон.

Однако выяснилась пикантная деталь: строительство развернулось потому, что в соответствующих районных, городских и областных инстанциях отсутствовали официальные сведения об особом статусе аэродромной территории. Не были они внесены и в государственный земельный кадастр. Так что оставалось только гадать, имела ли место обычная халатность или же присутствовал определенный умысел.

Поскольку пострадали дольщики, местные власти стали искать выход из положения. В сентябре 2016 года состоялось совещание с участием заместителя председателя ДОСААФ России – директора департамента авиации Валерия Ретунского и руководителя агентства по имуществу Калининградской области Александра Воробьева. Оборонной организации предложили рассмотреть вариант, при котором аэродром «Девау» передавался бы области, а взамен под крыло ДОСААФ переходил аэродром «Нивенское». Нельзя сказать, что получался равноценный «баш на баш»: «Нивенское», пусть и с ориентировочной площадью 600 га, располагалось в два с лишним раза дальше от города и на момент совещания находилось в непригодном для эксплуатации состоянии.

Поэтому зашла речь и о довеске. Правительство области также выразило готовность оказать содействии в передаче других аэродромов – таких, как «Черняховский», «Донское», «Дунаевка». Вот только здесь крылось одно большое «но»: они не являлись собственностью области. В итоге стороны приняли решение согласовать вопрос об учреждении совместной организации ДОСААФ и правительства Калининградской области, ответственной за территорию «Девау» и деятельность, там происходящую.

Другая сюжетная линия развернулась в связи с тем, что ДОСААФ России и Калининградский авиационно-спортивный клуб заключили договор простого товарищества с целью создания и организации деятельности историко-патриотического авиационно-спортивного парка «Девау». Договор аренды позволял вести строительство на участке зданий и сооружений, и в планах партнеров значилось возведение первой очереди автодрома, в том числе гаражных боксов. Территориальное управление «Росимущества» по Калининградской области не возражало, областная служба государственной охраны объектов культурного наследия также выдала разрешение на строительство от 23 октября 2014 года и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17 июля 2017 года.

Тем не менее ТУ «Росимущества» впоследствии отозвало письмо от 18 июня 2013 года, в котором давалось согласие на размещение автодрома, и сообщило об отказе в согласовании строительства объектов недвижимости. И это несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ не предусматривает возможность отмены ранее выданного разрешения!

А недавно в центральный аппарат ДОСААФ поступило новое письмо, датированное 6 февраля 2018 года, из самого западного региона страны – от службы государственной охраны объектов культурного наследия. Отправитель сообщал со ссылкой на информацию «Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 02.02.2018 № 464» (суть ее в послании не раскрывалась), что разрешения на строительство автодрома и ввод объекта в эксплуатацию аннулируются. В цепочку добавилось еще одно звено. Добровольному обществу снова попытались дать понять, что его присутствие на аэродроме «Девау» кого-то не устраивает.

В преддверии юбилея

В договоре прописаны условия расторжения аренды по инициативе арендодателя в одностороннем порядке (к слову, немало калининградцев почему-то ошибочно уверены в том, что «Девау» принадлежит ДОСААФ). Отбросим технические моменты вроде неуплаты, неизвещения в срок о намерении продлить соглашение и так далее. И обратимся к пункту «Неиспользование земельного участка в течение двух лет с момента регистрации договора».

Эту тему тоже пытались педалировать, ссылаясь на то, что самолеты, благодаря которым осуществлялась профильная деятельность аэроклуба, давно на приколе. Возможно, «на материке» обновление авиа¬парка уже смогли бы произвести. Но с доставкой летательных аппаратов в эксклав, каким является Калининградская область, существуют определенные сложности, самостоятельно преодолеть которые общест¬венная организация не может.

Только отсутствие полетов вовсе не означает, что военно-патриотическая работа в «Девау» не ведется. Вот характерное сообщение из местных СМИ: «В День Российской гвардии впервые на территории … парка — аэродрома «Малое Исаково» (Девау) — дали клятву на верность Родине и юнармейскому движению десять кадетов седьмых классов средней школы № 28 Калининграда. И впервые перед ритуалом принесения клятвы под государственный гимн на флагштоке аэродрома ДОСААФ Девау вместе с флагами Российской Федерации, Калининградской области, ДОСААФ России и Военно-морским флагом взвился алый стяг с эмблемой движения — гордым профилем орла, пятиконечной звездой и словом «Юнармия».

А если говорить о будущем, то речь об авиационно-спортивном парке зашла неслучайно. ДОСААФ России планирует реализовать на берегах Балтики модель авиационно-спортивного центра патриотического воспитания и подготовки к военной службе, которая с успехом сейчас обкатывается на Ярославской земле. Глава оборонной организации генерал-полковник Александр Колмаков обсуждал идею еще с прежним губернатором Калининградской области Николаем Цукановым. Его преемник на государственной должности Антон Алиханов в январе этого года заявил, что предложение о строительстве парка уже обсуждалось с руководством Министерства обороны, и предварительное одобрение было получено. Действительно, летом прошлого года министру обороны России Сергею Шойгу, посетившему регион, был представлен план целевого использования аэродрома «Калининград – Малое Исаково (Девау)».

s08Согласно плану, здесь разместятся вертолетные площадки, спортивно-технические клубы ДОСААФ, парашютно-десантная вышка, аэродинамическая труба, авиамодельные кружки, комнаты юнармейцев и так далее. При этом взлетно-посадочную полосу предполагается сохранить. И рады такому подходу будут не только досаафовцы, но и авиаторы из-за рубежа.

Свидетельством тому – письмо, которое пришло на имя Александра Колмакова из организации «Unser Haus Deutshland» («Наш дом – Германия»). Оно содержит ссылку на переговоры президентов двух стран, направленные на развитие международных отношений. В письме говорится: «11 ноября 2019 года исполняется 100 лет со дня создания аэропорта «Девау»… Уникальный аэродром «Девау» и его 100-летний юбилей заслуживает пристального внимания Правительства РФ, Правительства Калининградской области и руководства ДОСААФ России по его сохранению и восстановлению, что позволит привлечь широкий круг любителей авиации, в том числе и ретроавиации из соседних государств».

И впору опять упомянуть Сергея Есенина, точнее, его строки: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». Так неужели для того, чтобы оценить всю уникальность аэродрома и те дивиденды, которые он может принести региону, надо глядеть со стороны…

Михаил НИКОЛАЕВ.

comments powered by HyperComments
Реклама
Реклама

Лента материалов

Читайте нас в

Радио Голос Балтии

Голосование

Как Вы относитесь, в рамках проекта "Сердце города", к бюджетным инвестициям на перестройку центра Калининграда на прусский (ганзейский) манер?

Результаты голосования

Загрузка ... Загрузка ...