Вечно проигрывающая выборы и торпедирующая переговоры об объединении демократических сил — так нелестно описал состояние партии «Яблоко» политолог Алексей Чадаев, отмечая при этом, что партия вполне способна и вовсе сойти с политической сцены вслед за Алексеем Навальным, если объединится с ним.
Почему вслед? Ведь Навальный — выходец из «Яблока» с множеством уголовных дел за плечами. Ещё один выходец — Илья Яшин, чья политическая карьера также не слишком удачна. Предстоящие выборы в Госдуму могут заставить Навального и «Яблоко» объединить усилия. Однако, отмечает политолог для издания Life, сегодняшний Навальный — «функция медиаполя, нежели политическая личность», который политически по-прежнему маркирован довольно чётко — «за чертой».
«Для «Яблока» наступает момент непростого выбора: уходить ли вслед за Навальным туда, «за черту», или оставаться по «эту» сторону», — уверен Чадаев.
Для этого альянса декорацией служит кампания депутата Шлосберга из Псковской области — тот многие годы заурядно критиковал, но скандалы с могилами десантников внезапно вознесли его до федерального уровня: «Репортаж Кашина о Шлосберге — буквально по канонам дореволюционных житий святых; понятно, что в размечаемом таким образом поле Шлосберг — это не Явлинский и его креатура Слабунова, а праведник с иконы», — отмечает Алексей Чадаев.
Распад Демкоалиции толкает Навального и его соратников к альянсу с существующими партиями, и, конечно, самый простой вариант — «Яблоко». Необходимо помнить, если пять лет назад сам Навальный имел статус практически святого — все его противники сразу признавались святотатцами, а потому безжалостно критиковались. «Режим запускал против святого Навального одну кампанию за другой, и вроде бы каждая по отдельности — напрасно, но в целом нимб за последние пять лет таки изрядно потускнел и осыпался», — уверен политолог.
У «Яблока» имеется фирменная черта — «недоговороспособность», она же «принципиальность», которая и мешала и приносила пользу, и сейчас, уверен политолог, тот случай, когда принципиальность может их спасти. В свою очередь все те, кто поддерживал Навального, обычно обретают проблемы — «чаще всего вовсе не потому, что их достаёт некая осознанная злая воля, а просто… карма плохая». «Ирония российской политической истории в том, что с фразой «воры и жулики» в неё вошёл лжец и негодяй. И все, кто ставит на него осознанно и политически, — такие же лжецы и негодяи», — уверен Алексей Чадаев.
Яблочники всегда были востребованы властью — порою как противовес коммунистам, порою — националистам и социал-популистам. Они регулярно критиковали систему власти, в то же время органически, сами были ею. Главная ценность «Яблока» не в истории, политическом капитале или позициях, а в борьбе за остатки самоуважения, и оказаться в одной лодке с Навальным — значить признать, что эта борьба была напрасной.
Кроме того, лидеру «Яблока» Григорию Явлинскому, по-прежнему питающему президентские амбиции, необходимо понимать, что альянс с Навальным поставит крест на его президентской кампании: он помножит «Яблоко» на ноль, а вот Навальному — продлит политическую жизнь.