Экспортёры металлолома пожаловались зампреду российского правительства Дмитрию Козаку на дискриминацию — избыточное административное давление не даёт возможности развиваться, зарабатывать для себя и государства. Это уже сказалось на доходах предприятий: экспорт лома чёрного металла за границу окажется по меньшей мере на четверть меньше, чем годом ранее.
2 сентября правительство РФ приняло постановление о введении временного количественного ограничения на вывоз отходов и лома чёрных металлов за пределы Российской Федерации, из-за которого уже началось снижение внутренней заготовки лома. Более того, уже объём невыбранных квот превысил 290 тысяч тонн — из 1,92 миллиона предусмотренных. Только на экспортной выручке предприятия недополучат порядка 4 миллиардов рублей, а само государство — 244 миллиона рублей отчислений.
Подготовленный министерством промышленности и торговли документ содержит множество нестыковок. В частности, в своём письме экспортёры указывают на отсутствие квот на коррозионностойкий металл, что не позволяет продавать его лом за рубеж. «Наши компании не могут реализовать как на внутреннем рынке, так и экспортировать более 15 тысяч тонн лома этого вида стали из-за отсутствия квот и отечественного спроса», — говорится в письме.
Господина Козака просят разобраться и с формированием экспортных партий. Дело в том, что в документе говорится о том, что экспортные партии формируются в соответствии с требованиями к загрузке судовых партий — от 3 тысяч до 30 тысяч тонн. Однако дробное распределение квот — по 100, 200 и 300 тонн для одного участника ВЭД — попросту не дают ему сформировать экспортную партию, а значит — воспользоваться правом на квоту.
Одновременно участники рынка указывают зампреду российского правительства и на «мёртвые души»: в приказ о квотах попало более 60 компаний, которые по разным причинам прекратили существование, но в этот самый приказ не попало свыше 30 компаний-экспортёров, которые могут вести деятельность, но им не досталось квот. Кроме того, 12 компаний из Крыма и Камчатке, которые только планировали начать экспорт лома металлов и уже согласовали контракты, вообще оказались лишены права вести внешнеэкономическую деятельность. А это — потери десятков и сотен миллионов рублей, вложенных в развитие инфраструктуры.
Что касается Камчатке, то там ситуация складывается ещё более тревожным образом. Сегодня в этом регионе отсутствует внутреннее потребление лома, и его остатки скопились в портах. «Ситуация провоцирует экологическую катастрофу, на очищение Авачинской бухты у бизнеса сейчас просто нет средств», — жалуются экспортеры, пишет Росбалт.
Внимание Дмитрия Козака также обращают внимание на следующий факт: отсутствует механизм контроля за исполнением правительственного постановления — особенно в части региональных коэффициентов. Одновременно имеются вопросы к квотам на лом с кодом 7002 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельность ЕвразЭС и выведение из-под действия квотирования железнодорожного лома с кодом 7302.
Одним из предложений, выдвинутых участниками рынка, является отказ от квотирования и переход к торгам ломом на бирже.