Скепсис меняется на осторожный оптимизм: как россияне оценивают реализацию национальных целей

К 2024 году экономика России должна существенным образом измениться, а жизнь россиян стать лучше. И это не теоретические выкладки, а реальный результат, к которому стремится правительство РФ, реализуя национальные проекты. Разумеется, пока отношения к стратегическим целям, изложенных в нацпроектах, неоднородны. А насколько и как быстро изменится настроение граждан, зависит от курирующих нацпроекты вице-премьеров.

Эксперты как правило делятся на тех, кто комплиментарен к национальным проектам, кто имеет осторожно позитивную оценку, заведомо скептичен и имеет негативное отношение к планам. И это хорошо укладывается в колею выводов исследования, проведённого фондом «Петербургская политика». Но всё же, главное, что с оптимизмом к нацпроектам относятся представители малого и среднего бизнеса, особенно из регионов — их не хватает не только поддержки, но и административных решений, политической воли местных чиновников. Кое-где, конечно, имеются проблемы в подходах к бизнесу. Осторожность в том, что малый бизнес с одной стороны получает льготные кредиты, но с другой стороны испытывает настороженность в прогнозировании собственных экономических перспектив.

Антон Силуанов

Скептики, а их много, уверены, что нацпроекты попросту не будут реализованы. Такой подход предъявляют самые различные категории комментаторов — от системных критиков власти до тех, кто пока не получил доступа к ресурсам или иным преференциям в рамках нацпроектов. Приверженцы еще более радикального, изначально негативного подхода, строят свои рассуждения по формуле — мол, деньги лучше потратить на что-то другое.

Но всё же стоит держаться подальше от крайностей — как комлпиментарных, так и скептических. Найти золотую середину — вот задача правительства. Ведь в отличие от нацпроектов 2005 года или майских указов 2012 года нынешние проекты куда более сложнее, поскольку охватывают более глубокие и объёмные пласты экономики, да и цели куда более разнообразны. Помимо традиционных тем здравоохранения, образования и культуры, нынешние проекты ориентированы на институциональные изменения — проще говоря на то, что ранее называлось громким словом «реформа». Важное отличие от предыдущих лет, в ближайшие годы будут говорить не только о том, как потратить колоссальные деньги на проекты, но и как на них заработать.

Аналитики уверены, что реализация проектов, где не имеется социального крена, могут быть более привлекательны для понимания и прозрачности со стороны общества и бизнеса. В них пока наработан меньший опыт коррекции статистики и больше ориентация на промежуточные результаты, не дожидающиеся 2024 года. Разумеется, решение социальных проблем — основная тема работы правительства, без решения конкретных проблем простого человека решить более сложные задачи по повышению уровня зарплат и уровня производительности — ничего не получится. От того и двигаться надо планомерно, разделив задачи по блокам с чётким контролем показателей. Например, статистику задач по темам развития экспорта или производительности труда участникам рынка контролировать легче.

А целевые показатели довольно конкретны. Это с одной стороны позволит добиться более высоких и прозрачных результатов, а с другой стороны справиться с возможным нецелевым расходованием средств.

Прежние проекты государства реализовывались на фоне активного роста стоимости нефти и газа, когда бюджет наполнялся довольно легко и быстро, а от того и появилась возможность увеличивать расходы. Это привлекательная точка зрения. Но теперешняя ситуация куда более сложная: противостояние в мире усиливается, санкции относительно российских компаний имеют место быть, да и цены на нефть ныне не бьют рекорды. А потому и ответственность выше.

Немало значит и то, что усилилась аппаратная конкуренция, что имеет однозначный плюс — никто не сможет имитировать бурную деятельность и показывать расплывчатые результаты, прячась за сугубо политическими заявлениями о всеобщем и тотальном успехе.

Да и общество не готово к популизму. Люди требуют конкретных результатов и конкретных цифр. И это справедливо. Исследователи анализировали текущий ход реализации национальных проектов по нескольким параметрам. Так, к числу лидеров по кассовому исполнению можно отнести «Здравоохранение» (54%), «Демографию» (41,1%), «Науку» (39,8%), «Жилье и городская среда» (37,7%), «Международную кооперацию и экспорт» (35%), а также «Малое и среднее предпринимательство» (33,1%). К числу проектов, не имеющих негативного восприятия в медиа — всю ту же «Демографию», а также все проекты, курируемые первым вице-премьером и главой Минфина Антоном Силуановым.

Исследователи изучили упоминаемость вице-премьеров в прессе в части нацпроектов: лидером оказался Антон Силуанов, который последние недели активно путешествует по регионам. За ним, с довольно большим отставанием, следует Татьяна Голикова. Виталий Мутко замкнул тройку лидеров. Почему лидером оказался именно Силуанов? Ответ лежит в курируемых им нацпроектах, напрямую связанных с работой бизнеса, повышения уровня занятости и поддержки экспорта продукции на зарубежные рынки.

«Если говорить о вице-премьерах, самыми перспективными сегодня выглядят нацпроекты, курируемые Силуановым (он вообще чаще всех фигурирует в СМИ в контексте нацпроектов), Голиковой (в том числе благодаря объему финансирования) и Мутко, неожиданно для многих органично вписавшемуся в новую сферу курирования», — рассказал «Газете.Ru» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

У других вице-премьеров ситуация более сложная: к примеру, Алексей Гордеев столкнулся с нерешёнными экологическими темами, Максиму Акимову сложно работать в силу исторически сложившейся асимметрии объема строительства, качества дорог и потраченных денег, а Ольге Голодец приходится преодолевать стереотипы о второстепенности тем культуры и т.п.

Эксперты указывают, что Силуанов быстрее других запустил серию совещаний с регионами, вырабатывая конкретные позиции по тем или иным региональным проблемам и одновременно нацеливая региональные власти на исполнение нацпроектов — с тем, чтобы чиновники стали своего рода агентами реализации нацпроектов.

По итогам 2019 года правительство и все курирующие нацпроекты вице-премьеры пройдут первую проверку на прочность: несмотря на то, что объективно подводить итоги ещё рано, но оценка промежуточных результатов уже возможна и необходима — с целью дальнейшей коррекции действий. Можно ожидать, что оценка результативности будет основываться на двух составляющих — способности обеспечить кассовое исполнение текущих расходов (не «утонув» в необходимой бумажной работе по выделению средств и контролю за их расходованием) и способности не нагнетать негативной реакции вокруг реализации нацпроектов, резюмируют исследователи.

«Что касается стимулов для экономики, то экономисты говорят, что это возможно. Но, если мы говорим о политическом эффекте, то население его определяет не по цифрам в отчетах специалистов, а по ценам в магазинах и уровню зарплат. На сегодняшний момент нацпроекты никак не сказались на этих параметрах, и население не ощущает каких-либо изменений. Может быть, в дальнейшем ситуация улучшится, но пока этого не произошло», — полагает заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин.

Комм. (0)

Добавить комментарий

ВВЕРХ