Одним из источников энергии для Европы в последние годы становится Баренц-регион. Такая «европейская батарейка», хранящая в себе огромные запасы энергетического сырья, но также представляющая собой уникальную природную зону. О том, как совместить добычу энергоресурсов, развитие территорий и защиту природу обсуждали участники международной конференции «ECO-BARENTS — 2021».
Открывая конференцию один из модераторов форума, спецкор «Вечерней Москвы» и шеф-редактор ассоциации «ЭКО-пресс» Сергей Шахиджанян напомнил, что многие соседи России заняты не решением экологических проблем, а создают из нашей страны монстра, где об экологии никто не думает. Но на самом деле ситуация выглядит иначе. «Не всё так плохо с экологией в России, как нам пытаются рассказать недружественные России ресурсы», — уверен Шахиджанян.
С его точкой зрения согласен член Общественного совета по экологии при Правительстве России Антон Красовский, указавший на то, что это не российские рыбаки убивают тысячи китов, подавая их мясо в ресторанах. Это делают исландцы, которых считают «цивилизованным европейским народом». Но вот с такими традициями… есть мясо китов.
Заместитель главного редактора информагентства «Barents News» Тимофей Суровцев привёл в пример Норвегию, власти которой постоянно критикуют российские власти и бизнес, хотя сами не собирается сворачивать добычу нефти и газа: «То есть, всё ради прибыли, и экология в наших современных условиях замалчивается и как-то табуируется», — справедливо отмечает эксперт, сообщает СеверПост.ру.
И таких примеров можно привести множество. Десятилетиями норвежцы звонили на весь белый свет об экологической угрозе со стороны плавильного цеха в Никеле, но старались не замечать того, что делается у них под носом. Медный рудник Нуссир в Норвегии годами сбрасывал отходы производства прямо во фьорд. Ежегодно в прибрежные воды попадало около 20 млн тонн отходов, загрязняющих арктические воды. Этот комбинат с большим трудом удалось временно закрыть – благодаря норвежским активистам. Молодая экоактивистка, лидер движения «Природа и Молодёжь» из Норвегии Тереза Хугстмир Вой, рассказала, что именно усилиями её организации сейчас работа ядовитого рудника Нуссир приостановлена. Хотя пошли на это власти с большой неохотой.
Тимофей Суровцев также рассказал про исследование рыбы, выловленной в Баренцевом море, в которой находят высокое содержание ртути. Является ли следствием работы того самого медного рудника Нуссир? Вне всяких сомнений.
Ещё одной темой, поднятой на конференции «ECO-BARENTS — 2021» стал так называемый «зелёный переход». За стремлением к безугольной энергетики европейских стран может скрываться банальный перед энергетического рынка – таким вот нехитрым методом пытаются сократить поставки газа, нефти и других энергоресурсов из России в Европу. Об этом, в частности, говорил председатель «Антифашистского комитета Финляндии» Эркки Йохан Бекман, напомнивший слова бывшего премьер-министра Финляндии Матти Ванханена, который откровенно говорил, что так называемый «карбон фри» является международным антироссийским проектом, призванный прекратить экспорт энергоресурсов из России в Европу.
Только вот обстоятельства сложились таким образом, что все эти страстные поборники зелёной энергии вынуждены были просить Москву нарастить поставки злополучного газа, нефти и того самого «нечистого» угля.
Такая «зелёная энергетика» бумерангом бьёт по самой Европе, нанося ощутимый экологический ущерб. К примеру, столь широко разрекламированные ветряки ежегодно губят тысячи птиц.
Словом, реальных проблем на европейском континенте хватает. И многие из них – экологические. Их стоило бы обсудить и найти взаимовыгодное решение. России и странам ЕС есть что предложить друг другу. Всегда придётся искать баланс между развитием и прогрессом, с одной стороны, и сохранением природы — с другой. Наиболее разумный путь — он же и единственно верный — переходить от «зелёной войны» к «зелёному сотрудничеству».