Такие вещи и явления, как валидаторы, банкоматы, противокражные ворота в магазинах, кар-, вело- и прочее—шеринг, так прочно вошли в нашу жизнь, что уже не требуют объяснения. А между тем у всего этого есть общее родовое название — интернет вещей, или, кратко, IoT.
Авторство данной концепции приписывается, как рассказал журнал «Сноб», сотруднику компании Procter&Gamble Кевину Эштону, который 20 лет назад предложил оснащать все единицы выпускаемой компанией продукции радиочастотными метками, для учета хранения и движения товара по распределительной цепочке и оптимизации таким образом логистических издержек. Идея оптимизации сработала, и радиочастотные (впоследствии — двумерные матричные и другие) метки прочно «обосновались» на различных предметах, вступили во взаимодействие с различными считывающими устройствами, объединились в сети и научились прекрасно обходиться без человеческого присутствия.
Настоящее и будущее интернета вещей далеко не безоблачно — он пытается противостоять довольно серьезной угрозе кибербезопасности, преодолевает проблемы несовместимости технологических платформ, правовой и нормативной неурегулированности, но тем не менее активно развивается и вовлекает в себя все новые сферы отрасли. К традиционным логистике и транспорту добавились телемедицина, сельское хозяйство, учет расхода энергоресурсов (т.н. «умные счетчики»).
С 2018 года в нашей стране функционирует система маркировки товаров «Честный знак», разработчиком и оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). За это время к системе присоединились производители многих групп товаров, а для некоторых — табачных изделий, лекарственных средств — цифровая маркировка стала даже обязательной. Государство разработало схему поэтапной реализации цифровой маркировки для данных видов товаров, к которой должны присоединиться в запланированные сроки все добросовестные производители.