В России АО «УВЗ-Логистик», строя деловые отношения с АО “ФГК”, влипло в весьма неприятную историю, которая повлекла за собой ряд негативных последствий для всего рынка грузовых железнодорожных перевозок в виде скачка тарифов на грузовые полувагоны, а следовательно и перевозимые в них товары, что, само собой разумеется, не могло не сказаться на кошельках конечных потребителей.
Судите сами. Акционерное общество «УВЗ-Логистик», через «Уралвагонзавод», контролирует госкорпорация «Ростех».
АО “ФГК” (Федеральная грузовая компания) – дочка РЖД. Так что оба игрока — крупные субъекты на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Поэтому возникший между ними спор перерастает рамки экономической местечковости и обретает принципиальное значение.
Что же произошло? В 2015 году АО «УВЗ-Логистик» арендовало АО “ФГК” крупную партию грузовых полувагонов. В марте 2016 года, с одобрения ФАС, «УВЗ-Логистик» передало партнеру в аренду весь свой подвижной состав. По некоторым данным, это 38 тысяч полувагонов.
Договор предусматривал фиксированную цену за аренду. Со стороны ФАС, поскольку ФГК стала доминирующим игроком на рынке железнодорожных грузовых перевозок, ставилось условие, что арендатор вагонов — ФГК — в случае, повышения тарифов на полувагоны более чем на восемь процентов от среднекваратального уровня обязан предоставлять антимонопольщикам экономическое обоснование. Но не тут то было. Например, за первое полугодие 2016 года ФГК задрала тарифы на 40% безо всякого на то разрешения ФАС. Как следствие, с 2015 года доходность от использования полувагонов у ФГК выросла более чем в два раза. Но золотой дождь пролился мимо арендодателя – АО «УВЗ-Логистик», сообщили СМИ. То что ФАС оштрафовало ФГК на 400 тысяч рублей — слону дробина — на ситуацию никоим образом не повлияло.
Особенно, учитывая тот факт, что «УВЗ-Логистик» передало АО «ФГК» в субаренду фактически весь свой парк полувагонов по ставке в третью часть от их среднерыночной доходности. При том нужно принять в расчет, что основная часть полувагонов «УВЗ Логистик» была в лизинге. Так вот и вышло, что выручка арендодателя попала в прямую зависимость от условий договора, который сродни кабале.
Попытаемся капнуть глубже. Субаренда одного вагона обходилась ФГК в полтысячи рублей вместо среднерыночных 800-900 рублей. Практически все полувагоны «УВЗ-Логистик» взяло в лизинг — по 555 рублей в сутки за каждый вагон. Но ФГК покрывала лишь 490-550 рублей. Другими словами, арендная плата не компенсировала расходы на лизинг. О каком-либо доходе говорить не приходится. Как такое стало возможным? Не беремся делать далеко идущие выводы, но сообщим, что в то время некий г-н Д. Еремеев одновременно занимал должности генерального директора АО «УВЗ-Логистик» и заместителя гендиректора АО «ФГК»…
Арендодателю не оставалось ничего другого, как потребовать возврата вагонов. ФГК как бы согласилась, но за 5 миллиардов рублей отступных. Там заявили, что условия аренды нормальные, поскольку фиксированная ставка страхует «УВЗ-Логистик» от перепадов конъектуры рынка. Страховка сомнительная. Ведь за 2016 года АО «УВЗ-Логистик» потеряло 40% выручки. Существенно снизилась и рентабельность продаж — минус 50% за 2016 год.